ПРАКТИКА курс Специалист БоГобан

Психоанализ Лакан

Жак Мари Эмиль Лакан


Годы жизни

1901 – 1981


Место рождения

Париж (Франция)


Профессия

Психиатр, психоаналитик, философ психоанализа



Избранные труды

Функция и поле языка и речи в психоанализе, Четыре основные понятия психоанализа, Семинары


Жак Мари Эмиль Лакан – основатель структурного (лингвистического) психоанализа, создатель учения под названием лаканизм, которое активно распространяется на постсоветском пространстве в форме нескольких школ. Более полувека проработал в психиатрической больнице и проводил клинические разборы, материалы которых в рукописях доступны в наши дни. Лакан в 1964 – 1980 годах руководил созданной им Парижской школой фрейдизма.


Идейный принцип Жака Лакана – девиз назад к Фрейду, возникший из-за многочисленных искажений наследства основоположника психоанализа. Лакан перенес свое внимание с телесных напряжений, вокруг которых строилось учение Фрейда, на речь. В итоге собственное учение Лакана вышло за границы концепций его идейного наставника.


Жак Лакан предпочитал излагать свои мысли не в письменном виде, а устно на семинарах, материалы которых стали постепенно публиковаться, начиная с 1973 года. Тексты Лакана являются своеобразным феноменом словесности и наполнены юмором, провокациями и загадками. Считается, что Сальвадор Дали, состоявший в дружеских отношениях с Жаком Лаканом, написал картину Тлеющий осел, вдохновившись диссертацией Лакана о параноидальных расстройствах.


Жак Лакан также любил описывать идеи в виде математических схем и с помощью топологии. Одна из самых популярных моделей – Борромеев узел, триада сцепленных колец, обозначающих три составляющих психики: воображаемого, символического и реального, где расцепление одного кольца приводит к распадению связей между остальными. Лаканом все эти элементы рассматриваются в двух аспектах: как ступень развития самосознания ребенка и как специфическая сфера функционирования психики взрослого человека.


Реальное – то, как на самом деле выглядит психика, сфера биологических и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые непостижимы, недоступны для словесного описания. Реальное прячется с помощью символического.


На стадии зеркала в возрасте между 6 и 18 месяцами ребенок начинает узнавать себя в зеркале и откликаться на свое имя. Ребенок ощущает себя как бы распадающимся на части, а окружающие предлагают ему объективный образ его Я. Человек начинает отождествлять себя с этим образом и отчуждаться от истинного Я. Кроме того, еще до рождения человек попадает под влияние отношения к его появлению на свет, ожиданий со стороны других людей, которые выражаются в речи. Эта, так называемая речь Другого, формирует символическое человеческой психики, становится ее важнейшей, бессознательной частью.


Воображаемое – субъективное иллюзорное представление человека о мире и о самом себе, которое играет важную роль его психической самозащиты. Чтобы справиться с травмой реальности, на основании воображаемого субъект понимает себя целым.


В теории метамодерна к триаде Лакана добавлен четвертый элемент – космическое. Его можно понимать как глобальное объективное поле сознания, в котором во взаимосвязи существуют все люди.




Жак Лакан: Анализ – это правильно организованный бред. Из книги Имена–Отца

Жак Лакан: Чувство реального в своем максимуме предстает именно в кричащем проявлении ирреальной, галлюцинаторной реальности. Из книги Семинары. Книга 1

30 семинаров провел Жак Лакан с 1951 по 1980 год. Устные выступления на семинарах записаны и переведены на десятки языков, и работа над ними входит в обязательную программу подготовки психоаналитиков во всем мире



Возврат к списку